Евгения Волкова
Музыкальный терапевт, дефектолог
Помощь детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях. Развитие внимания, памяти, чувства ритма, координации и мелкой моторики в игровой форме. Улучшение эмоционального фона, гармонизация личности ребенка.
Курс занятий музыкальной терапией показан детям с ОВЗ с самыми разными диагнозами: синдром Дауна, ДЦП, РАС, аутизм, задержка психического развития, задержка развития речи и другими. К этим занятиям нет противопоказаний, а педагог находит контакт с детьми не зависимо от их когнитивного состояния и степени неврологического дефицита. Занятия проходят в мягкой игровой, расслабляющей форме, но при этом носят развивающий характер.
Подробнее о методике работы
Музыкотерапия-это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают.

Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.

Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.
Поэтому в детской практике музыкотерапия должна стать эффективным средством выявления нарушений и коррекции личностного развития, коммуникативных и других психологических проблем.

Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления:
  • коррекция отклонения психоэмоциональной сферы;
  • оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях;
  • коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.);
  • помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение его художественно-эстетических потребностей.
Основной целью музыкотерапии в работе с детьми, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.

Применение метода музыкотерапии основывается на восприятии детьми музыки, которое имеет свои особенности при каждой отдельно взятой проблеме.

Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач:
  • развитие внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения;
  • формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д.;
  • развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д.;
  • развитие музыкально-ритмического чувства;
  • большое влияние на дыхательную систему
  • формирование навыков коллективной деятельности.
В случаях отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.

Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия с детьми имеющими ОВЗ (ДЦП, задержка психического развития, слабовидящие). У детей с ДЦП значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. Также улучшается сенсомоторная функция: дети прикладывают больше усилий для того, чтобы научиться работать пальцами. Постепенно координация таких детей совершенствуется в зависимости от возможностей организма и тяжести заболевания.

Большие успехи достигнуты в лечении детей больных аутизмом. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда уже все другие способы исчерпаны.

Кроме того, у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус.
В практике музыкальной терапии с детьми школьного возраста, имеющими ОВЗ, могут успешно сочетаться игровые, психоаналитические методики, метод направленных фантазий, метод внушения и т. д. такое комплексное воздействие позволяет педагогу воздействовать ан все струны душевной и физической сторон детей. Приведём ряд методов, которые могут успешно применяться в работе со школьниками, имеющими ОВЗ.
Записаться на реабилитацию
Нажимая на кнопку, Вы принимаете Положение
и Согласие на обработку персональных данных.