Коррекционная деятельность в рамках реабилитации направлена на лечение и коррекцию основного и сопутствующего заболеваний и вызванных им вторичных отклонений в физическом состоянии.
При наблюдении за больными с повреждениями ЦНС было выявлено, что за движение или нахождение в станичной позе отвечают вовсе не мышцы, а мозг. Т. е., при терапии Бобат тренируется не столько тело, сколько мозг пациента.
Занятия адаптивной физической культурой для детей с расстройствами аутистического спектра особенно важны, так как они способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают имитационные способности, навыки произвольной организации движений, помогают не только физически развить ребенка с РАС, но также и развивают коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе. Адаптивная физкультура развивает навыки адаптации ребенка с аутизмом к жизни в обществе через его социализацию.
Адаптивная физическая культура (АФК) соединила в себе множество дисциплин — медицина, анатомия, коррекционная педагогика, патология и др. Вся деятельность специалистов по АФК направлена на лечение, реабилитацию и социализацию детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Важную часть в АФК занимает не только лечение и реабилитация людей с ОВЗ, а их социализация, возможность показать им новые стороны их жизни, подарить положительные эмоции и т. д.
Специалист по АФК, выполняя реабилитационные действия, подбирает специальный комплекс воздействий на организм ребенка или взрослого с ОВЗ, при помощи физических упражнений. Одновременно с физическими упражнениями осуществляется коррекционно-педагогическое воздействие (обучение и воспитание через упражнения или игру) для того, чтобы воздействовать не только на физическое здоровье, но и на психическое состояние пациента (его сенсорную систему, интеллект и т. д.). Данная деятельность так же затрагивает эмоционально-волевую сферу, познавательную и поведенческую сферу.
Один из важнейших принципов концепта Бобата заключается в том, что занятия проводятся каждый день и становятся неотъемлемой частью повседневной жизни ребёнка. Родители принимают активное участие в занятиях и учатся проводить игровую терапию самостоятельно.
Концепция Бобат терапии основана на выработке у пациента управляемых, рациональных и осознанных движений, которые позволяют снижать мышечные спазмы.
Так как мозг человека пластичен, он способен к реорганизации, то есть здоровый участок мозга может обучаться и выполнять задачи, которые ранее выполнялись поврежденным участком мозга. С помощью комплекса физических упражнений и мануальных техник тело больного обучается заново выполнять необходимые движения самостоятельно.
Во время упражнений задействованы ослабленные и парализованные части тела. Происходит обучение пациента восприятию своего положения в пространстве и контролю движений всей мускулатуры.
Для достижения результатов пациентам нужно научиться самостоятельно контролировать мышечный тонус, правильно применяя навыки напряжения и расслабления, выполнять движения по психомоторному стереотипу, что позволяет вернуть координацию.